Словарь-справочник ГлоссПресс
• Главная •           • Поиск •           • О сайте •           • Контакты •           • Ссылки • 
А    Б    В    Г    Д    Е    Ж    З    И    К    Л    М    Н    О    П    Р    С    Т    У    Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Э    Ю    Я

Фельетон

Фельетон (французское - листок). Вначале означал подвал газетной полосы, разворота, который можно было отрезать и распространять в виде отдельного листка. Но с 30-х годов XIX века фельетон приобрел другое (второе, ставшее впоследствие основным) значение - небольшое самостоятельное, легкое до изящества, остроумное произведение, часто критической направленности.

Как жанр периодики, фельетон воспринимался А. С. Пушкиным - его "Современник" публиковал тонкие, ироничные фельетоны Феофилакта Косичкина, под именем которого выступал сам редактор.

Знакомая ситуация: если аудиторию нужно чем-либо привлечь, заинтриговать, заинтересовать новым и сотроумным словом, то одно из испытаных средств - обращение к авторитету классика. Фельетон тем и отличается от других жанров, что в дополнительной страховке не нуждается. Произведения именитых сатириков, как Антоша Чехонте, Влас Дорошевич, Аркадий Аверченко, способны не только вызвать смех, но и возбудить гнев, показать ничтожность носителей зла.

Главная отличительная черта фельетона - его сатирическая направленность. Понять социально-комическую природу жанра фельетона - значит понять его специфику, его основу. Однако сущность эта проявляется по разному, откуда и разные точки зрения на предмет сатиры. Одни специалисты считают, что сатира уместа во всех случаях, когда налицо отклонение от нормы, когда сложилась некая социальная аномалия (коррупция, наркомания, проституция). Другие исследователи считают, что комическое объективно присутствует в любом процессе социально-нравственной деградации личности, группы лиц. Сатира и тут находит среду "приложения" своих особенных возможностей отображения действительности (чиновник, берущий взятки, связанный с преступным миром - продукт такой деградации, сатирик исследует причины, обстоятельства и сам процесс морального падения).

Третьи исходят из восприятия комического как более или менее выраженного контраста между общепринятым, общечеловеческим и тем, что идет вразрез с ним. Контраст понимается и как несоответствие между содержанием предмета и формой его существования. Разумеется, кто-то из фельетонистов обращается к большим социальным проблемам, кто-то к меньшим, в одном произведении очень убедительно показывается и доказывается общественная вредность порока, в другом это делается поверхностно и неаргументированно. Но уже сама фельетонная рубрика обязывает автора искать в любом случае иные, нетрадиционные пути решения творческих задач.

Между тем фельетонное повествование - это всегда особый код, который предстоит разгадать читателю или зрителю. Эзопов язык, к помощи которого прибегает сатирик, это не просто прием повествования, а типологический признак жанра.

Как отмечает А. А. Тертычный (исследователь из МГУ) - с начала реформ в России фельетон исчезает со страниц газет и журналов. И не случайно. "Когда у СМИ появились новые учредители в лице "денежных мешков", всевозможных администраций, олигархов, финансово-промыленных групп, то было бы странно ожидать от них осмеяния тех дел, которые творились, в основном, по их воле или неразумению и большей части населения России представлялись как зло."

Не в малой степени утрата современным фельетоном некогда ведущих позиций на страницах прессы объясняется и недостаточно высоким уровнем квалификации современных фельетонистов, считает Тертычный.

Ведь жанр фельетона очень трудоемкий и требует от журналиста особого таланта, мастерства, высокого профессионализма и умения понять запросы аудитории, знать в какую "мишень" попадут его сатирические "стрелы".


Поделитесь полезной информацией:

Наш проект социальных сетях: ВКонтакте   Google+


Узнайте также:

Интерактивная журналистика
Наиболее полно интерактивная журналистика выражена в сетевых изданиях Интернета, у некоторой части аудитории в прямом теле и радиоэфире...

Деловая беседа журналиста
Наиболее распостраненной формой деловой беседы журналиста является диалог - разговор по очереди, для взаимодействия...

Дезинформация
Дезинформация - заведомо неверная, ложная информация; прием или средство практикуемые прессой, телевидением и радио для введение в заблуждение общественного мнения...

Хорошее рекламное объявление
Рекламное объявление основано на двух уровнях - очевидном и скрытом, подсознательном, не поддающимся словесному выражению...

Свобода слова
Свобода слова - право откровенно обсуждать и критиковать чиновников любого ранга...

Гражданский кодекс
Гражданский кодекс - свод законодательных положений того или иного государства, регулирующих социально-экономические отношения общества...


Популярные запросы (у нас ищут):

Телевизионный диктор
Электронный торговый ряд
Репортажи и репортеры
Экстроспективный
Особенности телевизионной рекламы
Умение слушать собеседника
Журналисты и пиармены
"Газеты Америки"
Исследовательско-новостные жанры

Кодекс этический журналистский
Рекламная рецензия
Изобразительность и репортажный показ событий
Теория золотого миллиарда
Рекорды Гиннеса
Нейтральный репортаж
Газетная утка
Сегментация аудитории
Жесткая реклама

Когда журналист теряет авторитет
Американская пресса
Законы Политца
Рекламный очерк
Устная ярмарочная реклама
Как добиться доверия читателей
Персонификация рекламы
Бэкграундер
Журналистское расследование


 

А    Б    В    Г    Д    Е    Ж    З    И    К    Л    М    Н    О    П    Р    С    Т    У    Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Э    Ю    Я
• Главная •           • Поиск •           • О сайте •           • Контакты •           • Ссылки • 
www.glosspress.ru © 2011-2016 гг. Словарь-справочник ГлоссПресс: журналистика, реклама, PR. Все права защищены.
Правовая информация! Использование материалов возможно только при условии активной индексируемой ссылки.

Яндекс.Метрика