Словарь-справочник ГлоссПресс
• Главная •           • Поиск •           • О сайте •           • Контакты •           • Ссылки • 
А    Б    В    Г    Д    Е    Ж    З    И    К    Л    М    Н    О    П    Р    С    Т    У    Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Э    Ю    Я

Жанровая классификация публицистических текстов

Жанровая классификация публицистических текстов. Долгое время считалось, что у каждого жанра есть свои особенности и характерные устойчивые признаки. Во-первых, отличались они по характеру объекта. А объектом публицистики в большинстве случаев являются факты, события действительности. В заметках, корреспонденции, репортажах, отчетах, очерках – везде речь идет о непосредственных событиях жизни, фактах.

В других случаях автор имеет дело с отраженной действительностью. Это касается таких жанров, как литературная, театральная, кинорецензия и комментарий (в определенной степени). «Имеет ли это своеобразие объекта какое-либо значение с точки зрения творческой практики журналиста? Несомненно. Анализируя роман или спектакль, автор сталкивается как бы с двойной задачей. Он должен соотнести запечатленное в произведении с непосредственной действительностью».

Также жанры подразделяются и по их конкретному назначению, своеобразию той творческой задачи, какую на своем материале должен решить репортер.

Каждый из жанров со временем претерпевает изменения – это вполне естественный процесс. Л. Кройчик, профессор Воронежского университета, считает, что при любой классификации публицистический текст должен включать в себя «три важнейших компонента:

        а) сообщение о новости или возникшей проблеме,
        б) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации,
        в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на понятийно-образном или логико-понятийном уровне).

В этой связи тексты, которые появляются в прессе, можно разделить на пять групп:

        1) оперативно-новостные – заметки во всех их разновидностях,
        2) оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты,
        3) исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия,
        4) исследовательские – статьи, письмо, обозрение,
        5) исследовательско-образные (художественно-публицистические) – эссе, очерк, памфлет, фельетон.

При этом требования, предъявляемые к информационным сообщениям, таковы:

        - точность,
        - релевантность-соответствие интересам аудитории – оперативность,
        - декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения,
        - очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных свиданий, деталей и подробностей, отвлекающих от темы, информации и основного смысла),
        - краткость информации» (Основы творческой деятельности журналиста. Санкт-Петербург. 2000).

Всем этим требованиям, считает профессор Л. Кройчик соответствует оперативно новостной текст заметки.

Жанр репортажа Кройчик считает фабульным и относит к природообразующим элементам репортажа следующее:

        - последовательное воспроизведение событий – динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве,
        - наглядность, создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц,
        - предельная документальность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (возможных в очерке и фельетоне),
        - образная аналитичность – отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь (вспомним знаменитые репортажи В. Гиляровского), эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность,
        - активная роль личности самого репортера, позволяющее не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.


Поделитесь полезной информацией:

Наш проект социальных сетях: ВКонтакте   Google+


Узнайте также:

Интерактивная журналистика
Наиболее полно интерактивная журналистика выражена в сетевых изданиях Интернета, у некоторой части аудитории в прямом теле и радиоэфире...

Деловая беседа журналиста
Наиболее распостраненной формой деловой беседы журналиста является диалог - разговор по очереди, для взаимодействия...

Дезинформация
Дезинформация - заведомо неверная, ложная информация; прием или средство практикуемые прессой, телевидением и радио для введение в заблуждение общественного мнения...

Хорошее рекламное объявление
Рекламное объявление основано на двух уровнях - очевидном и скрытом, подсознательном, не поддающимся словесному выражению...

Свобода слова
Свобода слова - право откровенно обсуждать и критиковать чиновников любого ранга...

Гражданский кодекс
Гражданский кодекс - свод законодательных положений того или иного государства, регулирующих социально-экономические отношения общества...


Популярные запросы (у нас ищут):

Телевизионный диктор
Электронный торговый ряд
Репортажи и репортеры
Экстроспективный
Особенности телевизионной рекламы
Умение слушать собеседника
Журналисты и пиармены
"Газеты Америки"
Исследовательско-новостные жанры

Кодекс этический журналистский
Рекламная рецензия
Изобразительность и репортажный показ событий
Теория золотого миллиарда
Рекорды Гиннеса
Нейтральный репортаж
Газетная утка
Сегментация аудитории
Жесткая реклама

Когда журналист теряет авторитет
Американская пресса
Законы Политца
Рекламный очерк
Устная ярмарочная реклама
Как добиться доверия читателей
Персонификация рекламы
Бэкграундер
Журналистское расследование


 

А    Б    В    Г    Д    Е    Ж    З    И    К    Л    М    Н    О    П    Р    С    Т    У    Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Э    Ю    Я
• Главная •           • Поиск •           • О сайте •           • Контакты •           • Ссылки • 
www.glosspress.ru © 2011-2016 гг. Словарь-справочник ГлоссПресс: журналистика, реклама, PR. Все права защищены.
Правовая информация! Использование материалов возможно только при условии активной индексируемой ссылки.

Яндекс.Метрика